Урок обществознания. СМИ и духовное
развитие общество. Безопасность. 11а кл. 18.04.12.
Цель: Способствовать развитию
самостоятельного мышления учащихся и формированию ответственности за свои
убеждения.
Задачи:
·
Подвести к
пониманию учащихся возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной
культуры человека и всего общества в целом. Выделить положительное и
отрицательное во влиянии СМИ на человека. Сформулировать выводы о проблемах
информационного воздействия на общество.
·
Развивать
умения учащихся работать в группах, высказывания собственного мнения, прививать
навыки монологической речи.
·
Воспитывать
самостоятельность мышления, способствовать формированию гражданской позиции
учащихся.
·
Составление
«правил безопасного извлечения информации»
Оборудование:
карточки с
понятиями, видеоролик, презентация, компьютер.
План урока:
1. Введение;
2. Тенденции развития СМИ в современном
обществе;
3. Особенности развития СМИ
провинциального города;
4. Свобода и ответственность в
деятельности СМИ;
5. Современный журналист глазами
школьников (опыт обобщенного портрета);
6. Заключение
7. Домашнее задание
Ход урока
1. Вводное
слово. Учитель
приветствует учащихся, проверяет готовность к началу урока
2.
Определение темы и целей занятия.
Учитель
обращает внимание на доску, где размещены: газета патриотического толка
"Побратим", рекламный проспект и предлагает учащимся посмотреть
отрывок из информационной передачи "Вести". После просмотра
видеозаписи, задаёт вопросы:
- Как вы
думаете, каким одним названием это можно объединить? (СМИ)
- Дайте
определение, что такое СМИ?
Подводя итог
сказанному, учитель поясняет, что речь на уроке пойдёт не о видах СМИ, что уже
известно ученикам, а об их влиянии на духовно-нравственную культуру общества.
Учитель
открывает доску и объявляет тему урока: СМИ и духовное развитие общество.
Безопасность.
Целеполагание.
Учитель
задаёт вопрос классу.
- Как СМИ
могут повлиять на формирование духовно-нравственной культуры человека?
В ходе
обсуждения учащиеся определяют цель урока: рассмотреть положительное и
отрицательное влияние СМИ на человека и попытаться определить, как не
запутаться человеку в потоке разнообразной информации.
Поскольку
деятельность учащихся на уроке строится в форме групповой работы, то
определяется и социальная цель урока- учиться работать вместе, так как только
сообща можно многое решить. На уроке мы будем не только убедительно и
аргументировано высказывать свою точку зрения, но и пытаться стать на позицию
своих оппонентов.
Учитель
обращает внимание учащихся на тему урока и просит назвать понятия, уже
известные им и непосредственно связанные с заявленной темой.
Ученики
называют:
·
духовная
культура;
·
критерии
духовного прогресса;
·
духовность;
·
ментальность;
·
массовая
культура;
·
мировоззрение;
·
свобода
выбора;
·
личность;
·
ценности и
ценностные установки.
Учащиеся
поясняют, как данные понятия связаны с темой урока, объясняют, что СМИ - это
продукт массовой культуры, следовательно, влияние на человека оказывают
огромное.
3. Работа в
группах по решению, поставленных целей.
Учитель задаёт
вопрос: какое на ваш взгляд оказывают влияние СМИ на общество положительное или
отрицательное?
Предлагает
ответить на данный вопрос с помощью видео и газетных материалов, а выводы
записать в виде угла. Один луч обозначает положительное, а другой отрицательное
влияние СМИ на человека.
Учитель
предлагает просмотреть, обсудить и сделать выводы на основе представленного
материала. Учащиеся прослушивают фрагмент записи музыкального произведения П.И.
Чайковского, просматривают отрывок из аналитической программы, телевизионного
шоу Дом 2, фильма ужасов, рассматривают газетную рекламу. Обсудив в группах,
ребята высказывают общее мнение, а на доске и в тетради записывают выводы.
+
|
-
|
1.
Выравнивают возможности людей в при общении к ценностям.
2. Несут
информацию и могут влиять на решение проблем.
3.
Высказывают независимое суждение.
4. Образец
общения, ценности.
6. Язык
общения не всегда чист.
|
1. Уводят
от необходимости решать реальные проблемы.
2. Не
всегда информация верна.
3.
Отрицательное влияние на психику.
4.
Находятся в чьих-то руках.
5. Не
всегда пропагандируют общечеловеческие.
|
Как
ориентироваться в потоке разнообразной информации, не запутаться и не сбиться с
пути?
Вопрос
ставится после обсуждения в группах и записи выводов.
Ответить на
этот вопрос предлагается учащимся в группах: 1 и 3 группы должны привести
аргументы в пользу свободы выбора человека. 2 и 4 должны сформулировать
доказательства в пользу цензуры в СМИ. Учитель предлагает возможный план
ответа.
В течении
5-7 минут идёт обсуждение в группах, а затем представители от группы садятся за
стол переговоров и высказывают свою точку зрения. Те ребята, которые остались в
группе, должны сформулировать вопрос оппоненту таким образом, чтобы усилить
позицию своего представителя и ослабить противоположную позицию.
После
выступления каждого из представителей, вывод, предложенный группе, записывается
на доске.
Вопросы
задаются в следующем порядке:
·
1---- 2
·
2---- 3
·
3---- 4
·
4---- 1
Все
внимательно выслушивают ответы, дополняют и помогают, если в этом есть
необходимость. В конце урока подводится итог и обобщается всё вышесказанное
учащимися.
Вывод, к
которому приходят учащиеся: СМИ как лакмус отражают современное общество,
соизмеряют " человеческое в человеке". Мы должны освоить, осмыслить и
сохранить всё лучшее, что накоплено человечеством, а также передать последующим
поколениям, дабы сохранить жизнь человека на Земле.
ИТОГ
подводится учащимися в группах, определяется доля участия каждого в работе
группы на уроке, учитель равноправный участник данного обсуждения.
4. Домашнее
задание: письменная
работа на бланке, предлагаемом учителем по обоснованию собственной точки
зрения.
План ответа группы №1.
1. Человек
обладает разумом и может самостоятельно сделать выбор, тем более когда уже личность
сформирована.
2. СМИ могут
находиться в руках нечестных людей, поэтому цензура приведёт к распространению
в обществе ложной информации. (тоталитаризм)
3. Мир
сложен и неоднозначен, поэтому отличить во многих ситуациях добро и зло сложно.
Нужно в этом мире знать всё и делать свободный выбор.
4.
Стихотворение Л. Соколовой "Портрет века".
План ответа группы №2.
1.
Самостоятельный выбор может сделать зрелый, опытный человек. Молодёжи, детям и
старикам с неустойчивой психикой, под давлением СМИ сделать это очень трудно.
2. Цензура
должна быть общественной, представлять различные слои общества и различные
идейные течения.
3. Истина
одна, а мнений много. Следовательно ориентиром в жизни должны стать
общечеловеческие ценности.
План ответа группы №3.
1. Запретный
плод всегда сладок. Если будет запрет, то человек будет стремиться узнать и
может сделать неправильный вывод.
2.
Ограничение в информации - это всегда узда, сдерживающий фактор. "И
шелковая узда остаётся уздой".
3. Кому не
нужна информация тот её искать не будет, кому она необходима, тот всё равно её
План ответа группы №4.
1. Свобода -
это всегда ответственность. Т. Джефферсон "Цель свободы - вечная
бдительность"
2. Мы
ответственны за будущее.
3."Только
той свободой стоит обладать, которая даёт простор энергии, разуму и добрым
качествам народа". Чэннинг.
|