Воскресенье, 05.05.2024, 08:17
Приветствую Вас Гость | RSS
 Персональный сайт учителя истории и обществознания
 Кадирова Р.М.
Главная КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ»РегистрацияВход
Моя Родина
Меню сайта
Поиск
Где мы есть
Календарь событий
Мини чат
Форма входа

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ»

Учитель истории и обществознания:

Кадиров Ринат Монирович

МБОУ Гимназии №1 г.Альметьевска

 

Цели урока: 1) обучающие – познакомить учащихся с наиболее характерными явлениями русской культуры XVII века; 2) развивающие – развивать познавательный интерес к истории отечества; 3) воспитательные – воспитывать чувство гордости за отечественную культуру, продолжить нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа с элементами работы с учебником и картинами.

Основные понятия: Славяно-греко-латинская академия, «Синопсис», первопроходцы, биографическая повесть, сатирическая повесть, автобиографическая повесть, «дивное узорочье», «нарышкинское барокко», парсуна, обмирщение культуры, терем.

Важнейшие даты: 1687 г. - открытие Славяно-греко-латинской академии.

Выдающиеся личности: Ф.М. Ртищев - основатель училища при Андреевском монастыре в Москве, В. Бурцев, К. Истомин - создатели популярного букваря, Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Юрий Крижанич.

Оборудование урока: проектор, компьютер, учебник, настенная карта, книги, фотографии или репродукции Казанского собора на Красной площади в Москве, теремного дворца Московского кремля, Спаса Нерукотворного Симона Ушакова, макет русской избы; иллюстрации в учебнике.

Внутрипредметные связи: 1564 – 1642 гг. – Галилео Галилей; 1623 – 1662 гг. Блез Паскаль; 1632 – 1704 гг. Джон Локк; 1646-1716 гг. - Георг Лейбниц; 1643-1727 гг. - Исаак Ньютон; 1622-1673 гг. - Жан Батист Мольер; 1577-1640 гг. - Питер Пауль Рубенс; 1599-1641 гг. - Антонис ван Дейк; 1594-1665 гг. - Николя Пуссен; 1599-1660 гг. - Диего Веласкес; 1606-1669 гг.- Рембрандт Харменс ван Рейн; 1657 г. - оформление ансамбля площади перед собором Св. Петра в Риме; 1668-1689 гг. - строительство Версаля.

Общие рекомендации: урок посвящен развитию русской культуры в XVII в. и особое внимание необходимо уделять ее переходному характеру - от полного господства религии к постепенному все более полному обмирщению. В процессе урока необходимо максимальное использование наглядных пособий - репродукций и фотографий с целью сформировать более наглядное представление у учеников о памятниках русской культуры XVII в.

План:

I.            Проверка домашнего задания.

II.  Образование.

III.   Круг чтения. Литература.

V. Зодчество.

VI. Живопись.

VII. Театр. Музыка.

Основные понятия:.

Оборудование:

 

 

Ход урока:

 

Этап урока, время.

Деятельность учителя и уч-ся.

Наглядные пособия и оборудование

1.Организационный момент. 1-3 мин

 

2.Проверка домашнего задания. 10-15 мин

 

 

 

 

 

3.Подведение уч-ся к изучению новой темы. 3 мин

 

 

 

 

 

 

4.Изучение новой темы. 20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Образование

 

 

 

 

 

 

2.Наука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Географические открытия

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5..Архитектура

 

 

 
 

   

6.Живопись.

 

 

 

 

 

7.Закрепление, вывод и подведение итогов урока. 5-7мин.

.Приветствие уч-ся и учителя. Проверка наличия уч-ся в классе. Повторения Д/З..

 

Учитель: Сегодня урок изучения нового материала проведем в форме экскурсии. Приготовьтесь к уроку. Покажите свои знания.

Прежде чем отправимся в увлекательное путешествие в XVII век, давайте вспомним. Чем же ознаменован этот период? Какие важные исторические события произошли в эту эпоху?

Почему отношения с Речью Посполитой оставались главным направлением внешней политики России в 17 веке? В чем была необходимость воссоединения Украины с Россией в 17 веке? Как происходило присоединение сибирских земель к России?

 

 Учитель подводит уч-ся к новой теме «Образование и культура в 17 в.». Уч-ся записывают в тетрадь новые понятия: Славяно-греко-латинская академия, «Синопсис», первопроходцы, биографическая повесть, сатирическая повесть, автобиографическая повесть, «дивное узорочье», «нарышкинское барокко», парсуна..
ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ: Какие новшества появились в Русской культуре в XVII веке?

 

Итак, в плане нашей работы - Знакомство с устным народным творчеством, развитием образования и науки, основными жанрами русской литературы, достижениями архитектуры и живописи, с русским театром

План изучения новой темы:

1.Образование.

2.Развитие науки.

3. Географические открытия

3.Литература.

4.Архитектура.

5.Живопись.

 

. Рассказ учителя (грамотных: горожане – 24 %, крестьяне – 1 % ). 2.Славяно-греко-латинская академия. Рассказ учителя (церковный раскол). .Книгопечатание. Уч-ся самостоятельно работают с учебником. Развитие образования, рост грамотности населения, увеличение спроса на книги.

Выводы

Рассказ учителя («Синопсис» – 1678г.).

Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась на практические нужды - медицину, добычу соли и т.д.

С освоением Сибири появились рукописные карты

В 1678 г. появилась 1-я печатная история - «Синопсис».

Технические новинки доставлялись из-за границы. В стране начинается применение водяных двигателей.

В 1615 г. была изготовлена 1-я нарезная пушка.

 

Эту тему нельзя представить себе без великих открытий, совершенных землепроходцами Российского государства. На сегодняшнем уроке мы не только узнаем о смелых и отважных людях, открывших суровый и прекрасный край, но и совершим с ними путешествие

Семен Иванович Дежнев- сибирский казае, который еще в конце 30-х годов начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой.

В 1898 году в память о Дежневе его именем был назван мыс северо-восточной оконечности Азии.

Поярков Василий Данилович - землепроходец. В 1643 - 1646 по приказу якутского воеводы П.П. Головина, во главе отряда ок. 130 чел. совершил плавание по р. Лена и ее притокам, перевалил через Становой хребет, затем по р. Амур, вдоль берегов Охотского моря до р. Урал и возвратился в Якутск с 33 спутниками. Собирал "ясак" с местного населения, жестоко подчиняя непокорных. Расширив рус. владения на Дальнем Востоке, собрал ценные сведения о природе населения Приамурья.

Стадухин Михаил Васильевич (?–1665)Якутский казачий десятник, полярный мореход и землепроходец. В 1630 г. для сбора ясака перешел с Енисея на Лену, в 1642 г. – с Лены на Индигирку В 1643 г. открыл устье р. Колыма, основал Нижнеколымский острог. Собирал сведения о зверобойных угодьях и в 1645 г. морем вернулся на Лену. В 1648 г. снова прибыл на Колыму. В 1650 г. по суше перешел с Колымы на р. Анадырь.

За 10 лет отряд Стадухина обошел всю северо-восточную Сибирь. В 1663 г. впервые доставил в Москву сведения о Камчатке. За открытия в Сибири был произведен в казачьи атаманы.

Хабаров Ерофей Павлович (1610–1667)Русский крестьянин, мореход и землепроходец. В 1625 г. совершил поездку из Тобольска в Мангазею, а в 1628 г. оттуда во главе экспедиции по волокам и рекам перешел на р.Хету .В 1630 г. участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск. В 1632–1641 гг. перешел на р.Лену, где основал пашенное земледелие и построил соляную варницу. По итогам своего путешествия Хабаров составил «Чертёж реки Амур».

Вывод. Освоение Сибири имело огромное значение и оказывало положительную роль для местного населения и для дальнейшего социально- экономического развития России.

 

. Беседа учителя с уч-ся с применением устного народного творчества (былины, пословицы, песни, заговоры). Новые жанры: биографическая повесть, автобиографическая повесть, сатирическая повесть.

Центральное место в литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеевича», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и другие) была откликом на события Смутного времени. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII веке жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои.

Вопрос классу: Как вы считаете, какие пороки общества высмеивали сатирические повести? (Ложь, пьянство, жадность, ябедничество и т.д.)

Учитель: Большой популярностью пользовалась у образованных людей зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы; юмористические рассказы; приключенческие повести и т.д.

Вывод: Таким образом, литература XVII века стала носить светский характер и была направлена на широкий круг читателей.

 

Беседа учителя с уч-ся с применением картин, иллюстраций (стили: шатровое строительство, «нарышкинское барокко», «дивное узорочье».

Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII века. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества.(слайд) Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры был дворец в Коломенском (1667-1668), разобранный «за ветхостью» столетие спустя- при Екатерине II.Дворец производил сильное впечатление и на иностранцев, и на соотечественников. Он имел 270 комнат и около 3 тыс.окон и оконцев. Памятник деревянного зодчества построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым.

(слайд) Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635-1636 годах для Михаила Федоровича.

(слайд) Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля- церковь Ильи Пророка и церковь Иоанна Златоуста в Коровниках

(слайды) В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Наиболее яркими примерами московского барокко стали церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьего монастыря.Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий

 

Беседа учителя с уч-ся с применением картин, иллюстраций. Новый жанр – парсуна (светский портрет

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симона Ушакова.

Учитель: В русской живописи XVII в. С. Ушаков выступил как реформатор: используя традиционные приёмы иконописи, он вместе с тем стремился к объёмности изображения ликов, добиваясь большей их реальности, чтобы подчеркнуть индивидуальные черты, сделать лики «жизнеподобными (слайд) Со второй половины XVII века появляются в России самые первые портреты с натуры, их стали называть парсунами

 

Итог урока. Закрепление: уч-ся по записям в тетрадях повторяют пройденное на уроке

Выводы.Что же явилось главным в развитии русской культуры XVII века? После перехода от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от определенных, незыблемых правил:

  • Творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты;
  • В XVII веке проявилось заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви;
  • В XVII веке в русской культуре активно развиваются светские элементы
  • в 17в. нужды экономического развития, борьба с расколом, расширение связей с зарубежными странами, освоение Восточной Сибири привели к росту грамотности населения, появлению первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии, дальнейшему накоплению научных знаний, особенно в области географии страны. Русское искусство и литература все больше становятся светскими, т. е. обращенными к людям, а не к Богу

Классный журнал, учебник

 

 

Рабочая тетрадь,учебник

 

 

 

  

 

Учебник, картины, тетради

 

 

 

 

 

слайд

 

 

 

 

 

 

Учебник, слайд

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, слайды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, слайды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание: §10, подготовиться к к\р

 

 

 

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Погода Альметьевск
Яндекс.Погода
Новости из сетей
Музыка для души
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Подходы к человеку
Облако тэгов
история аттесация николай 2 ФГОС Биржевая торговля виртуальная игра год истории в России образование новости истории новости Математика Обязательные предметы ЕГЭ Русский язык 2016 год Баллы обязательные ЭКЗАМЕНЫ движения Российское школьников князья Михаил Юрьевич (1174-1176) Всеволод - III (1176-1212) князь Константин - I (1212-1219) Юрий - II Ярослав - II Александр Невский Ярослав - III Василий - I Дмитрий - I Иван Калита Дмитрий Донской Василий - II Темный Иоанн - III Иван 3 Иван Грозный
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кадиров Р.М. © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz