1.Организационный момент. 1-3 мин
2.Проверка домашнего задания. 10-15 мин
3.Подведение уч-ся к изучению новой темы. 3 мин
4.Изучение новой темы. 20 мин
1.Образование
2.Наука.
3. Географические открытия
4.Литература
5..Архитектура
6.Живопись.
7.Закрепление, вывод и подведение итогов урока. 5-7мин.
|
.Приветствие уч-ся и учителя.
Проверка наличия уч-ся в классе. Повторения Д/З..
Учитель:
Сегодня урок изучения нового материала проведем в форме экскурсии.
Приготовьтесь к уроку. Покажите свои знания.
Прежде чем отправимся в увлекательное путешествие в
XVII век, давайте вспомним. Чем же ознаменован этот период? Какие важные
исторические события произошли в эту эпоху?
Почему
отношения с Речью Посполитой оставались главным направлением внешней политики
России в 17 веке? В чем была необходимость воссоединения Украины с Россией в
17 веке? Как происходило присоединение сибирских земель к России?
Учитель подводит уч-ся к новой
теме «Образование и культура в 17 в.». Уч-ся записывают в тетрадь новые
понятия: Славяно-греко-латинская академия, «Синопсис», первопроходцы,
биографическая повесть, сатирическая повесть, автобиографическая повесть,
«дивное узорочье», «нарышкинское барокко», парсуна..
ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ: Какие новшества появились в Русской культуре в XVII веке?
Итак, в плане нашей работы - Знакомство с устным
народным творчеством, развитием образования и науки, основными жанрами
русской литературы, достижениями архитектуры и живописи, с русским театром
План изучения новой
темы:
1.Образование.
2.Развитие науки.
3. Географические открытия
3.Литература.
4.Архитектура.
5.Живопись.
. Рассказ учителя (грамотных: горожане – 24 %, крестьяне –
1 % ). 2.Славяно-греко-латинская академия. Рассказ учителя (церковный
раскол). .Книгопечатание. Уч-ся самостоятельно работают с учебником. Развитие
образования, рост грамотности населения, увеличение спроса на книги.
Выводы
Рассказ учителя («Синопсис» – 1678г.).
Наука
на Руси была развита слабо и ориентировалась на практические нужды -
медицину, добычу соли и т.д.
С
освоением Сибири появились рукописные карты
В
1678 г. появилась 1-я печатная история - «Синопсис».
Технические
новинки доставлялись из-за границы. В стране начинается применение водяных
двигателей.
В
1615 г. была изготовлена 1-я нарезная пушка.
Эту
тему нельзя представить себе без великих открытий, совершенных
землепроходцами Российского государства. На сегодняшнем уроке мы не только
узнаем о смелых и отважных людях, открывших суровый и прекрасный край, но и
совершим с ними путешествие
Семен
Иванович Дежнев- сибирский казае,
который еще в конце 30-х годов начал освоение Восточной Сибири и Крайнего
Севера. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв
пролив между Азией и Америкой.
В
1898 году в память о Дежневе его именем был назван мыс северо-восточной
оконечности Азии.
Поярков
Василий Данилович - землепроходец.
В 1643 - 1646 по приказу якутского воеводы П.П. Головина, во главе отряда ок.
130 чел. совершил плавание по р. Лена и ее притокам, перевалил через Становой
хребет, затем по р. Амур, вдоль берегов Охотского моря до р. Урал и
возвратился в Якутск с 33 спутниками. Собирал "ясак" с местного
населения, жестоко подчиняя непокорных. Расширив рус. владения на Дальнем
Востоке, собрал ценные сведения о природе населения Приамурья.
Стадухин
Михаил Васильевич (?–1665)Якутский
казачий десятник, полярный мореход и землепроходец. В 1630 г. для сбора
ясака перешел с Енисея на Лену, в 1642 г. – с Лены на Индигирку В
1643 г. открыл устье р. Колыма, основал Нижнеколымский острог.
Собирал сведения о зверобойных угодьях и в 1645 г. морем вернулся на
Лену. В 1648 г. снова прибыл на Колыму. В 1650 г. по суше перешел с
Колымы на р. Анадырь.
За
10 лет отряд Стадухина обошел всю северо-восточную Сибирь. В 1663 г.
впервые доставил в Москву сведения о Камчатке. За открытия в Сибири был
произведен в казачьи атаманы.
Хабаров
Ерофей Павлович (1610–1667)Русский
крестьянин, мореход и землепроходец. В 1625 г. совершил поездку из Тобольска
в Мангазею, а в 1628 г. оттуда во главе экспедиции по волокам и рекам
перешел на р.Хету .В 1630 г. участвовал в плавании из Мангазеи в
Тобольск. В 1632–1641 гг. перешел на р.Лену, где основал пашенное
земледелие и построил соляную варницу. По итогам своего путешествия Хабаров
составил «Чертёж реки Амур».
Вывод.
Освоение Сибири имело огромное значение и оказывало положительную роль для
местного населения и для дальнейшего социально- экономического развития
России.
. Беседа учителя с уч-ся с
применением устного народного творчества (былины, пословицы, песни,
заговоры). Новые жанры: биографическая повесть, автобиографическая повесть,
сатирическая повесть.
Центральное
место в литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический
характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана
Тимофеевича», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и другие) была
откликом на события Смутного времени. Проникновение светских начал в
литературу связано с появлением в XVII веке жанра сатирической повести, где
действуют уже вымышленные герои.
Вопрос
классу: Как вы считаете, какие пороки общества высмеивали сатирические
повести? (Ложь, пьянство, жадность, ябедничество и т.д.)
Учитель:
Большой популярностью пользовалась у образованных людей зарубежная
художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы;
юмористические рассказы; приключенческие повести и т.д.
Вывод:
Таким образом, литература XVII века стала носить светский характер и была
направлена на широкий круг читателей.
Беседа учителя с уч-ся с
применением картин, иллюстраций (стили: шатровое строительство, «нарышкинское
барокко», «дивное узорочье».
Сочетание
народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII
века. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества.(слайд)
Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры был дворец в Коломенском
(1667-1668), разобранный «за ветхостью» столетие спустя- при Екатерине
II.Дворец производил сильное впечатление и на иностранцев, и на
соотечественников. Он имел 270 комнат и около 3 тыс.окон и оконцев. Памятник
деревянного зодчества построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном
Михайловым.
(слайд)
Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского
Кремля, созданный в 1635-1636 годах для Михаила Федоровича.
(слайд)
Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля- церковь Ильи Пророка и
церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
(слайды)
В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль,
получивший название нарышкинского или московского барокко. Наиболее яркими
примерами московского барокко стали церковь Покрова в Филях и колокольня
Новодевичьего монастыря.Его отличительными чертами были многоярусность,
устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий
Беседа учителя с уч-ся с применением
картин, иллюстраций. Новый жанр – парсуна (светский портрет
Высшая
ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью
выдающегося художника Симона Ушакова.
Учитель:
В русской живописи XVII в. С. Ушаков выступил как реформатор: используя
традиционные приёмы иконописи, он вместе с тем стремился к объёмности
изображения ликов, добиваясь большей их реальности, чтобы подчеркнуть
индивидуальные черты, сделать лики «жизнеподобными (слайд) Со второй половины
XVII века появляются в России самые первые портреты с натуры, их стали
называть парсунами
Итог
урока. Закрепление: уч-ся по записям в тетрадях повторяют пройденное
на уроке
Выводы.Что
же явилось главным в развитии русской культуры XVII века? После перехода от
средневековья к новому времени культура стала освобождаться от определенных,
незыблемых правил:
- Творения архитекторов, писателей, художников
обретают личностные, индивидуальные черты;
- В XVII веке проявилось заметное уменьшение
зависимости русской культуры от церкви;
- В XVII веке в русской культуре активно
развиваются светские элементы
- в
17в. нужды экономического развития, борьба с расколом, расширение связей
с зарубежными странами, освоение Восточной Сибири привели к росту
грамотности населения, появлению первого высшего учебного заведения –
Славяно-греко-латинской академии, дальнейшему накоплению научных знаний,
особенно в области географии страны. Русское искусство и литература все
больше становятся светскими, т. е. обращенными к людям, а не к Богу
|
Классный журнал, учебник
Рабочая тетрадь,учебник
Учебник, картины, тетради
слайд
Учебник, слайд
.
Учебник, слайды
Учебник, слайды
Домашнее задание: §10, подготовиться к к\р
|