В этом разделе статей посетители смогут ознакомится с правителями и императорами государства Российского, СССР и России; их жизней и решениями которые они принимали к улучшению жизни страны, и какие следы оставили в истории.
Иван III появился на свет 22 января 1440 года в семье
великого московского князя Василия Васильевича. Матерью Ивана была
Мария Ярославна, дочь удельного князя Ярослава Боровского, русская
княгиня серпуховской ветви дома Даниила (рода Даниловичей) и дальняя
родственница его отца. Он родился в день памяти апостола Тимофея, и в
его честь получил своё «прямое имя» — Тимофей. Ближайшим церковным
праздником был день перенесения мощей святого Иоанна Златоуста, в честь
которого княжич и получил имя, под которым он более всего известен.
Достоверных данных о раннем детстве Ивана III не
сохранилось, скорее всего, он воспитывался при дворе своего отца.
Однако дальнейшие события круто изменили судьбу наследника престола: 7
июля 1445 года под Суздалем войско великого князя Василия II потерпело
сокрушительное поражение от армии под командованием татарских царевичей
Мамутяка и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда). Раненый великий князь
попал в плен, а власть в государстве временно перешла к старшему в роду
потомков Ивана Калиты — князю Дмитрию Юрьевичу Шемяке. Пленение князя и
ожидание татарского нашествия привели к росту неразберихи в княжестве;
ситуацию усугубил пожар в Москве.
Осенью великий князь вернулся из плена. Москва должна
была заплатить за своего князя выкуп — порядка нескольких десятков
тысяч рублей. В этих условиях среди сторонников Дмитрия Шемяки созрел
заговор, и когда в феврале 1446 года Василий II вместе с детьми
отправился в Троице-Сергиев монастырь, в Москве начался мятеж. Великий
князь был схвачен, перевезён в Москву, и в ночь с 13 на 14 февраля
ослеплён по приказу Дмитрия Шемяки (что принесло ему прозвище
«Тёмный»). По сообщению новгородских источников, великого князя обвиняли
в том, что он «татар привёл на Рускую землю», и раздавал им «в
кормление» московские земли.
Шестилетний княжич Иван не попал в руки Шемяки: детям
Василия вместе с верными боярами удалось бежать в Муром, находившийся
под властью сторонника великого князя. Через некоторое время в Муром
прибыл рязанский епископ Иона, сообщивший о согласии Дмитрия Шемяки
выделить свергнутому Василию удел; полагаясь на его обещание,
сторонники Василия согласились передать детей новым властям. 6 мая 1446
года княжич Иван прибыл в Москву. Однако Шемяка не сдержал слова:
через три дня дети Василия были отправлены в Углич к отцу, в заточение.
По прошествии нескольких месяцев Шемяка всё-таки решил
даровать бывшему великому князю удел — Вологду. Дети Василия
последовали вслед за ним. Но свергнутый князь вовсе не собирался
признавать своё поражение, и уехал в Тверь, просить помощи у великого
князя тверского Бориса. Оформлением этого союза стала помолвка
шестилетнего Ивана Васильевича с дочерью тверского князя Марией
Борисовной. Вскоре войска Василия заняли Москву. Власть Дмитрия Шемяки
пала, сам он бежал, на великокняжеском престоле вновь утвердился
Василий II. Однако Шемяка, закрепившийся в северных землях (его базой
стал недавно взятый город Устюг) вовсе не собирался сдаваться, и
междоусобная война продолжилась.
К этому периоду (примерно конец 1448 — середина 1449
года) относится первое упоминание наследника престола Ивана в качестве
«великого князя». В 1452 году его уже посылают номинальным главой
войска в поход на устюжскую крепость Кокшенгу. Наследник престола
успешно выполнил полученное поручение, отрезав Устюг от новгородских
земель (существовала опасность вступления Новгорода в войну на стороне
Шемяки) и жестоко разорив Кокшенгскую волость. Вернувшись из похода с
победой, княжич Иван обвенчался со своей невестой, Марией Борисовной (4
июня 1452 года). Вскоре потерпевший окончательное поражение Дмитрий
Шемяка был отравлен, и длившаяся четверть века кровавая междоусобица
пошла на убыль.
Вступление на великокняжеский престол
В последующие годы княжич Иван становится соправителем
отца. На монетах Московского государства появляется надпись «осподари
всея Руси», сам он, так же как и отец его, Василий, носит титул
«великий князь». В течение двух лет княжич в качестве удельного князя
управляет Переславлем-Залесским, одним из ключевых городов Московского
государства. Важную роль в воспитании наследника престола играют
военные походы, где он является номинальным командующим. Так, в 1455
году Иван вместе с опытным воеводой Фёдором Басенком совершает
победоносный поход против вторгшихся в пределы Руси татар. В августе
1460 года он возглавляет русское войско, закрывающее путь на Москву
вторгшимся в пределы Руси и осадившим Переяславль-Рязанский татарам
хана Ахмата.
В марте 1462 года тяжело заболел отец Ивана — великий
князь Василий. Незадолго до этого он составил завещание, по которому
делил великокняжеские земли между своими сыновьями. Как старший сын,
Иван получал не только великое княжение, но и основную часть территории
государства — 16 главных городов (не считая Москвы, которой он должен
был владеть совместно с братьями). Остальным детям Василия было
завещано всего 12 городов; при этом бо?льшая часть бывших столиц
удельных княжеств (в частности, Галич — бывшая столица Дмитрия Шемяки)
досталась новому великому князю. Когда 27 марта 1462 года Василий умер,
Иван без каких-либо проблем стал новым великим князем и исполнил волю
отца, наделив братьев землями согласно завещанию.
Вступивший на престол великий князь ознаменовал начало
княжения выпуском золотых монет, на которых были отчеканены имена
великого князя Ивана III и его сына, наследника престола, Ивана
Молодого. Выпуск монет продолжался недолго, и был прекращён спустя
непродолжительное время.
Внешняя политика
В течение всего княжения Ивана III главной целью внешней
политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое
Московское государство. Необходимо отметить, что эта политика оказалась
чрезвычайно удачной. В начале правления Ивана Московское княжество
было окружено землями других русских княжеств; умирая, он передал
своему сыну Василию страну, объединившую бо?льшую часть этих княжеств.
Сохранили относительную (не слишком широкую) самостоятельность лишь
Псков, Рязань, Волоколамск и Новгород-Северский.
Начиная с правления Ивана III, особую остроту принимают
отношения с Великим Литовским княжеством. Стремление Москвы объединить
русские земли явно входило в противоречие с литовскими интересами, а
постоянные пограничные стычки и переход пограничных князей и бояр между
государствами не способствовали примирению. Между тем, успехи в
расширении страны способствовали и росту международных связей со
странами Европы.
В правление Ивана III происходит окончательное оформление
независимости Российского государства. Бывшая уже в достаточной
степени номинальной зависимость от Орды прекращается. Правительство
Ивана III решительно поддерживает противников Орды среди татар; в
частности, был заключён союз с Крымским ханством. Успешным оказалось и
восточное направление внешней политики: сочетая дипломатию и военную
силу, Иван III вводит в фарватер московской политики Казанское ханство.
Отношения с Казанским ханством
Крайне важным направлением внешней политики России
оставались отношения с Казанским ханством. Первые годы правления Ивана
III они оставались мирными. После смерти деятельного хана Махмуда, на
престол взошёл его сын Халиль, а вскоре умершему Халилю, в свою
очередь, в 1467 году наследовал ещё один сын Махмуда — Ибрагим. Однако
ещё жив был брат хана Махмуда — престарелый Касим, правивший зависящим
от Москвы Касимовским ханством; группа заговорщиков во главе с князем
Абдул-Мумином попыталась пригласить его на казанский престол. Эти
намерения нашли поддержку у Ивана III, и в сентябре 1467 года воины
касимовского хана совместно с московскими войсками под командованием И.
В. Стриги-Оболенского начали наступление на Казань. Однако поход
оказался неудачным: встретив сильную армию Ибрагима, московские войска
не решились перейти Волгу, и отступили. Зимой того же года казанские
отряды совершили поход в пограничные русские земли, разорив окрестности
Галича Мерьского. В ответ русскими войсками был совершён карательный
набег на входившие в состав Казанского ханства земли черемисов. В 1468
году пограничные стычки продолжились; крупным успехом казанцев стало
взятие столицы вятской земли — Хлынова.
Весна 1469 года ознаменовалась новым походом московских
войск на Казань. В мае русские войска начали осаду города. Тем не
менее, активные действия казанцев позволили сначала приостановить
наступление двух московских армий, а потом нанести им поражение
поодиночке; русские отряды были вынуждены отступить. В августе 1469
года, получив пополнение, войска великого князя начали новый поход на
Казань, однако в связи с ухудшением отношений с Литвой и Ордой Иван III
согласился заключить мир с ханом Ибрагимом; по его условиям казанцы
выдавали всех захваченных ранее пленных. В течение восьми лет после
этого отношения сторон оставались мирными. Однако в начале 1478 года
отношения вновь накалились. Поводом на этот раз стал поход казанцев
против Хлынова. Русские войска выступили на Казань, однако не достигли
сколь-либо значительных результатов, и новый мирный договор был
заключён на тех же условиях, что и в 1469 году.
В 1479 году хан Ибрагим умер. Новым правителем Казани
стал Ильхам (Алегам), сын Ибрагима, ставленник партии,
ориентировавшейся на Восток (в первую очередь на Ногайскую орду).
Кандидат же от прорусской партии, ещё один сын Ибрагима, 10-летний
царевич Мухаммед-Эмин, был отправлен в Московское государство. Это
давало России повод для вмешательства в казанские дела. В 1482 году
Иван III начал подготовку к новому походу; была собрана армия, при
которой состояла также артиллерия под руководством Аристотеля
Фиораванти, однако активное дипломатическое противодействие казанцев и
их готовность пойти на уступки позволили сохранить мир. В 1484 году
московское войско, подойдя к Казани, способствовало свержению хана
Ильхама. На престол вступил ставленник промосковской партии 16-летний
Мухаммед-Эмин. В конце 1485 — начале 1486 года на казанский престол
вновь взошёл Ильхам (также не без поддержки Москвы), а вскоре русские
войска совершили на Казань ещё один поход. 9 июля 1487 года город
сдался. Видные деятели антимосковской партии были казнены, на трон вновь
был посажен Мухаммед-Эмин, а хан Ильхам вместе с семьёй был отправлен в
заточение в Россию. По результатам этой победы Иван III принял титул
«князя Болгарского»; влияние России на Казанское ханство значительно
выросло.
Следующее обострение отношений произошло в середине
1490-х годов. В среде казанской знати, недовольной политикой хана
Мухаммед-Эмина, сформировалась оппозиция с князьями Кель-Ахметом
(Калиметом), Ураком, Садыром и Агишем во главе. Она пригласила на
престол сибирского царевича Мамука, который в середине 1495 года прибыл
в Казань с войском. Мухаммед-Эмин с семьёй бежал в Россию. Однако
через некоторое время Мамук вошёл в конфликт с некоторыми князьями,
пригласившими его. Пока Мамук находился в походе, в городе произошёл
переворот под предводительством князя Кель-Ахмета. На престол был
приглашён живший в Российском государстве Абдул-Латиф, брат
Мухаммед-Эмина, который и стал следующим ханом Казани. Попытка
казанских эмигрантов с князем Ураком во главе в 1499 году посадить на
престол Агалака, брата свергнутого хана Мамука, не увенчалась успехом.
При помощи русских войск Абдул-Латифу удалось отбить нападение.
В 1502 году начавший проводить самостоятельную политику
Абдул-Латиф был смещён при участии русского посольства и князя
Кель-Ахмета. На казанский престол был вновь (в третий раз) возведён
Мухаммед-Амин. Но теперь он начал проводить значительно более
самостоятельную политику, направленную на прекращение зависимости от
Москвы. Был арестован лидер прорусской партии князь Кель-Ахмет; к
власти пришли противники влияния Российского государства. 24 июня 1505
года, в день ярмарки, в Казани произошёл погром; находившиеся в городе
русские подданные были убиты либо обращены в рабство, а их имущество
разграблено. Началась война. Однако 27 октября 1505 года Иван III умер, и
вести её пришлось уже наследнику Ивана, Василию III.
Идеология власти, титул и герб
Наиболее заметными воплощениями формировавшейся идеологии
объединённой страны в исторической литературе принято считать новый
герб — двуглавый орёл, и новый титул великого князя. Кроме того,
отмечается, что именно в эпоху Ивана III зарождаются те идеи, которые
чуть позже составят официальную идеологию Московского государства.
Перемены в положении великого московского князя,
превратившегося из правителя одного из русских княжеств в повелителя
обширной державы, не могли не привести к переменам в титулатуре. Уже в
июне 1485 года Иван III пользуется титулом «великого князя всея Руси»,
что означало ещё и претензии на земли, находившиеся под властью
великого князя Литовского (именовавшегося, помимо прочего, ещё и
«великим князем русским»). В 1494 году литовский великий князь выразил
готовность признать этот титул. В полный титул Ивана III были включены
также и названия земель, вошедших в состав России; теперь он звучал как
«государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и
Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и
Болгарский, и иных». Ещё одним нововведением в титулатуре стало
появление титула «самодержец», являвшегося калькой византийского титула
«автократор». К эпохе Ивана III относятся и первые случаи
использования великим князем титула «царь» (или «кесарь») в
дипломатической переписке, — пока только в отношениях с мелкими
германскими князьями и Ливонским орденом; царский титул начинает широко
использоваться в литературных произведениях. Этот факт чрезвычайно
показателен: со времён начала монголо-татарского ига «царём» именовался
хан Орды; к русским князьям, не имеющим государственной
самостоятельности, такой титул почти никогда не применялся. Превращение
страны из данника Орды в мощную независимую державу не прошло
незамеченным и за границей: в 1489 году посол императора Священной
Римской империи Николай Поппель от имени своего сюзерена предложил
Ивану III королевский титул. Великий князь отказался, указав, что «мы
божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих
прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и
мы… а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не
хотим».
Появление двуглавого орла в качестве государственного
символа Московского государства зафиксировано в конце XV века: он
изображён на печати одной из грамот, выданной в 1497 году Иваном III.
Несколько ранее аналогичный символ появился на монетах тверского
княжества (ещё до присоединения к Москве); ряд новгородских монет,
отчеканенных уже под властью великого князя, также несёт этот знак.
Относительно происхождения двуглавого орла в исторической литературе
существуют различные мнения: так, наиболее традиционный взгляд на его
появление в качестве государственного символа заключается в том, что
орёл был заимствован из Византии, а принесла его с собой племянница
последнего византийского императора и жена Ивана III, Софья Палеолог;
восходит это мнение к Карамзину. Как отмечается в современных
исследованиях, помимо явных сильных сторон, у этой версии есть и
недостатки: в частности, Софья происходила из Мореи — с окраины
Византийской империи; орёл появился в государственной практике едва ли
не через два десятилетия после брака великого князя с византийской
царевной; и, наконец, неизвестно ни о каких претензиях Ивана III на
византийский престол. В качестве модификации византийской теории
происхождения орла получила некоторую известность южнославянская теория,
связанная со значительным использованием двуглавых орлов на окраинах
византийского мира. Вместе с тем, следов подобного взаимодействия пока
обнаружить не удалось, и сам облик двуглавого орла Ивана III отличается
от его предполагаемых южнославянских прототипов. Ещё одной теорией
происхождения орла можно считать мнение о заимствовании орла из
Священной Римской империи, использовавшей этот символ с 1442 года — и
этом случае эмблема символизирует равенство рангов императора Священной
Римской империи и великого князя московского. Отмечают также, что
одним из символом, изображавшимся на монетах Новгородской республики,
являлся одноглавый орёл; в этой версии появление двуглавого орла на
печати великого князя выглядит развитием местных традиций. Стоит
отметить, что в настоящий момент однозначного мнения о том, какая из
теорий точней описывает действительность, не существует.
Помимо принятия новых титулов и символики, заслуживают
внимания также появившиеся в правление Ивана III идеи, составившие
идеологию государственной власти. Прежде всего стоит отметить идею
преемственности великокняжеской власти от византийских императоров;
впервые эта концепция появляется в 1492 году, в труде митрополита
Зосимы «Изложение Пасхалии». По мнению автора этого сочинения, Бог
поставил Ивана III, как и «новаго царя Константина новому граду
Констянтину, — Москве и всей Русской земли и иным многим землям
государя». Чуть позже подобное сравнение обретёт стройность в концепции
«Москва — третий Рим», окончательно сформулированной монахом
псковского Елизарова монастыря Филофеем уже при Василии III. Ещё одной
идеей, идеологически обосновывавшей великокняжескую власть, была легенда
о регалиях Мономаха и о происхождении русских князей от римского
императора Августа. Отражённая в несколько более позднем «Сказании о
князьях владимирских», она станет важным элементом государственной
идеологии при Василии III и Иване IV. Любопытно, что, как отмечают
исследователи, первоначальный текст легенды выдвигал в качестве
потомков Августа не московских, а тверских великих князей.
При этом стоит отметить, что подобные идеи в период
правления Ивана III не получили сколько-нибудь широкого
распространения; так, например, показательно то, что новопостроенный
Успенский собор сравнивался не с цареградской Святой Софией, а со
владимирским Успенским собором; идея о происхождении московских князей
от Августа вплоть до середины XVI века отражается лишь во внелетописных
источниках. В целом, хотя эпоха Ивана III — это период зарождения
значительной части государственной идеологии XVI века, нельзя говорить о
какой-либо государственной поддержке этих идей. Летописи этого времени
скудны идейным содержанием; в них не прослеживается сколько-нибудь
единой идеологической концепции; появление таких идей — дело последующей
эпохи.
Характер и внешность
До нашего времени дошло описание внешности Ивана III,
сделанное венецианцем А. Контарини, в 1476 году посетившего Москву и
удостоенного встречи с великим князем. По его словам, Иван был «высок,
но худощав; вообще он очень красивый человек». Холмогорский летописец
упомянул прозвище Ивана — Горбатый, что, возможно, говорит о том, что
Иван сутулился — и это, в принципе, всё, что нам известно о внешнем
облике великого князя. Одно прозвище, данное современниками, —
«Великий» — в настоящее время используется наиболее часто. Помимо этих
двух прозвищ, до нас дошли ещё два прозвища великого князя: «Грозный» и
«Правосуд».
О характере и привычках Ивана Васильевича тоже известно
мало. С. Герберштейн, побывавший в Москве уже при Василии III, писал об
Иване: «…Для женщин он был до такой степени грозен, что если какая из
них случайно попадалась ему навстречу, то от взгляда его только что не
лишалась жизни». Не обошёл он вниманием и традиционный порок русских
князей — пьянство: «во время обеда он по большей части до такой степени
предавался опьянению, что его одолевал сон, причём все приглашённые
были меж тем поражены страхом и молчали; по пробуждении он обыкновенно
протирал глаза и тогда только начинал шутить и проявлять весёлость по
отношению к гостям». Автор одной литовской хроники писал об Иване, что
он был «муж сердца смелого и рицер валечный» — что, вероятно, было
некоторым преувеличением, так как сам великий князь предпочитал не
ходить в походы сам, а посылать своих полководцев. С. Герберштейн по
тому же поводу писал, что «великий Стефан, знаменитый палатин Молдавии,
часто вспоминал про него на пирах, говоря, что тот, сидя дома и
предаваясь сну, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь,
едва в состоянии защитить границы».
Известно, что Иван III весьма прислушивался к советам
боярской думы; дворянин И. Н. Берсень-Беклемишев (казнён при Василии
III) писал, что великий князь «против собя стречю (возражения) любил и
тех жаловал, которые против его говаривали». Андрей Курбский тоже
отмечал любовь монарха к боярским советам; впрочем, судя по словам
оппонента Курбского по переписке, Ивана IV, отношения Ивана III с
боярами были отнюдь не идиллическими.
Характеристика религиозных взглядов Ивана также
наталкивается на недостаток данных. Известно, что в течение длительного
времени его поддержкой пользовались еретики-вольнодумцы: двое
новгородских еретиков (Денис и Алексей) были назначены в кремлёвские
соборы; при дворе пользовался немалым влиянием Фёдор Курицын; в 1490
году митрополитом был избран Зосима, которого некоторые церковные
деятели считали сторонником ереси. Судя по одному из писем Иосифа
Волоцкого, Иван знал о связях своей снохи, Елены Волошанки, с еретиками.
Итоги правления
Главным итогом правления Ивана III стало объединение вокруг
Москвы бо?льшей части русских земель. В состав России вошли:
Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского
государства Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и
частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и
Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны.
После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского
государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд
городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества
Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз
бо?льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе
Иване III Российское государство становится полностью независимым: в
результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся
с 1243 года, полностью прекращается. Россия превращается в сильное
государство, способное проводить независимую политику в своих
интересах.
Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во
внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов
страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы
приказной системы управления, а также появляется поместная система.
Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности;
правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных
князей. Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма.
Возведение новых зданий (в частности, московского Успенского собора),
расцвет летописания, появление новых идей — всё это свидетельствует о
значительных успехах в области культуры.
В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича
было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке и публицистике
прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует
масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи
складывания единого Российского государства.
Куда тебе дураку понять, как выглядели сумасшедшие постройки, теми сумасшедшими руками турок построенные под сумасшедшим бичом, все успешно смеются, дюжэ дураку стало плохо. Они, гниды, теми варварскими методами сумасшедше испохабив лоно сумасшедших акведуков, все сумасшедше смеются, от того, сумасшедших эйфорийных цветов мрамора, ничего давно не осталось. Они, дураки, выкладывали из него сумасшедшие эйфорийные загоны для коз. Эйфорийный тот сумасшедший автор сумасшедшего произведения, куда ему было успешно описать эйфорийную красоту сумасшедших желобов, на пятидесяти метровой высоте, когда их, яйцы фантастически вспоминая дурака на Кожиме, понимали, ему в брод не перейти приток Кожима. Фантастический напор сбивал с середины реки с ног. Наш напор воды, успешно утащил бы дурака успешно далеко, ширина акведуков была до десяти сумасшедших метров. Сумасшедшей чистоты и сумасшедше холодная вода с успешных гор, – Суворов смеётся над манкировщиком. Яйцы все лежат. Эйфорийно накопав сумасшедшей глубины колодцев, успешные дураки, кидая туда монетки, глючат сумасшедшей глубиной сумасшедших рукотворных успешных созданий человека. Теми сумрачными глазами не видя, что успешного было построено до сумасшедшей сдачи, тем сумасшедшим дураком, всех русских просто на съедение туркам. Успешный визг женщин и детей, фантастически тем сумасшедшим воякам, до сих пор продолжает закладывать уши, когда они фантастически спят лицом к стене нашего, того, куда-то ушедшего от них, эйфорийного сумасшедшего Времени.
Яйцы фантастически смеются. Чувство реанимировать, яйцы фантастически, куда-то спешащие, пугаясь фантастических текстов, сумели поднатужась фантастически, успешно обкрадывать, яйцы успешно пряча концы успешно в, – яйцы яйцам рознь. Куда тем, сумасшедшим боксёрам, самостоятельно понять, яйцы Чурова всеми силами, если можно так успешно сказать, яйцы фантастическую комедию дюжэ пропустили через президентское успешное сито. Дыня, а успешные наследники, сумасшедшие продолжатели фантастической неразберихи, отцом которой, яйцы фантастически жмурясь от сумасшедшего тепла успешных Карибов, фантастических эйфорийных курортов всего сумасшедшего Запада, успешно отравив сумасшедшими постройками, если можно так успешно сказать, Чёрное, яйцы вспоминая сумасшедшую синеву сумасшедшего Босфора, тяжесть велика, снося наши, куда-то успешно отводимые, сточные каналы, музицируя успешными, яйцы фантастически сейчас успешно купаются вокруг Нашей когда-то Земли, я бы сказал, они Турецкую дюжэ успешную клоаку, все смеются, набирают успешно в, яйцы фантастически чувствуя сумасшедший вкус клоаки, получают от тех ясно деревенских дураков сумасшедшие фантастические объяснения, о наличии сумасшедшего сероводорода в сумасшедшей успешной акватории сурового того пляжа, вокруг Нашей когда-то Земли.
Лошади пропуская, дюжэ Южные сумасшедшие люди умели этими, дюжэ глюча сумасшедшими, на целую треть, миллионами, куда гнидам было понять: «Куда вы, дураки, подевались?» Теми суровыми красками, пересматривая численность сумасшедшей России, дюжэ понимая успешную вашу убыль, как радостное сумасшедше Событие! – делиться на всех, гниды теми сумасшедшими Заветами, с успешными суровыми Воспоминаниями, дюжэ эйфорийный олух забыл, что вам, сумасшедшим дуракам, оставил сам, успешный сумасшедше, Лысый Чёрт. Дюжэ эйфорийная троица, дюжэ успешный Моргунов, эйфорийный Никулин, сумасшедший дюжэ до эйфорийности Вицин, глюча сумасшедшими не пониманиями, яйцы сумасшедше просят, дюжэ ты понял. Дюжэ теми суровыми суматошными дюжэ глазами они, гниды, я бы успешно то сказал помягче – Лови сумасшедший фантастический, ясно теми жопами фантастически пропущенные миллионы, через сумасшедшее сито эйфорийного Чичикова, успешно теми суровыми методами успешно глюча уже на, я бы сказал, на сумасшедшие глобальные порядки, глюча дюжэ эйфорийными дюжэ миллионами пенсионеров, ретиво по сумасшедшему воруя, ясно тем сумасшедшим героям Ильфа с сумасшедшим Петровым, того в самом дюжэ дурном сне тех сумасшедших, глючащих голову с мозгами, они, те робкие делитанты сумасшедшего обворовывания вас дураков, сумасшедше успешно вас и, робея, уменьшили на те порядки. Яйцы фантастически никогда вас считать успешно не будут! То дюжэ залезть, Зощенко знает о их карманах всё.
Пользуясь случаем, яйцы фантастически перевернув дюжэ сумасшедшую страницу музыкальной своей сумасшедшей истории, сразу успешно переиграли бы теми сумасшедшими играми, Зощенко просит дикие сумасшедше цифры вашей, яйцев, численности, которую эйфорийным сумасшедшим дюжэ дуракам, паря успешную ту последнюю извилину, вам успешным дюжэ патриотам, стараются фантастическим сумасшедшим утренним эйфорийным, можно сказать, сумасшедшим полосканием, если дурак эйфорийно находится на кухне, то из-за сумасшедшего мата ничего сумасшедше понять эйфорийно не может. А если ещё выпьет, то готов выкинуть, теми суровыми руками, свой сумасшедший ящик для полных сумасшедших идиотов. Ящик теми суровыми словами, сумасшедше не состоявшейся переписи сумасшедшего населения сумасшедшей эйфорийной Чуровской профашистской, яйцы сумасшедше смеялись, что дюжэ выдал сумасшедший автомат, будто вас дураков, теми суровыми цифрами, насчитали до ста сорока, дюжэ Зощенко просит дурака не глючить Высоцким – Лови сумасшедший фантастический Момент!
Глюча в последствии, когда золота стало не хватать всем людям труда, успешно они стали теми сумеречными успешными мозгами ковать, ясно чеканить успешно, с начала серебряную, а потом и медную, дюжэ им, сумасшедшим бздунам, яйцы фантастически глядя на сумасшедшие толпы сумасшедше обманутого народа, успешно эйфорийно не перестают сумасшедше креститься, что они интуитивно поняли, если так сумасшедше можно успешно эйфорийно сказать: «Куда несёт их эйфорийных, теми глючащами от сумасшедшего страха, перед сумасшедше обобранным народом, дюжэ эйфорийная замена, нашего тогда, Уральского оружия, сумасшедшими безобидными кружочками, того сумасшедшего жёлтого цвета», успешно сводящего дурака успешно с ума. Эйфорийная, сумасшедше эйфорийно безмятежная жизнь, на шее своего сумасшедшего, дюжэ обобранного до нитки народа, сумасшедше им, сумасшедшим успешным эйфорийным хозяевам вашей Сумеречной - ясно не так. Яйцы фантастически смеются. Успешно ознакомив дурака с, яйцы успешную эйфорийную Историческую, дюжэ покрытую от того дюжэ временного отрезка, фантастически отстоящую, дюжэ они поняв успешный эволюционный смысл, того сумасшедшего денежного оборота, так те, дюжэ сумасшедше гениальные жопы, фантастические дюжэ - Зощенко говорит - теми куда-то спешащими ножками, дюжэ успешно добравшимися до сумасшедшей фантастически простой истины, олух успешно перепрыгнул всех эйфорийных кандидатов в доктора. Успешно всё на сегодня.
Они, сумасшедшие гниды, ясно поняв успешную статью расходов на сумасшедшие дюжэ потребности государства, разорили всю сумасшедшую, когда-то сумасшедше успешную, страну. Не останавливаясь перед сумасшедшими, яйцы фантастически полагая, глюча сумасшедшими деньгами, тогда уже современной золотой сумасшедшей монетой, появившейся только совсем не так и давно, вторая половина двенадцатого столетия, до того, использовали наше эйфорийное сумасшедшее Уральское оружие - Зощенко говорит - те сумасшедшие гниды фантастически, яйцы все лежат. Эйфорийно ты, теми нашими сумасшедшими строками, успешно всё то ясно осознал. Дюжэ успешных золотых сумасшедших монет, эйфорийного успешного монетарного денежного выражения, дюжэ теми суровыми мыслями дурак успешно всё сумасшедше осознал, дюжэ Лови сумасшедший фантастический Момент! Они, сумасшедшие господа, своей Сумеречной уже страны, глюча сумасшедшим успешным диким эйфорийным страхом, перед сумасшедше обобранным по сумасшедшему народом, успешными эйфорийными законами под себя, стали успешно вводить ту сумасшедшую денежную золотую единицу, назвав её в начале - рубль, от слова успешно руби, пока можно рубить.
Рабов уже не у кого, из сумасшедших царевичей, эйфорийно воевавших друг с другом, глюча печальными известиями, они робея эйфорийно, ждали к себе всю сумасшедшую Европу, устав резать друг друга. Уральская та наша сумасшедшая сталь, им сумасшедшим дуракам, уже не помогала. Всеми сумасшедшими силами, заседая в сумасшедшем Новгородском Сенате, гниды требовали успешного, если так сумасшедше можно сказать, людей и золото для отражения наступающей на них, люди понимая суть их них сумасшедших притязаний на сумасшедшее первенство над остальными – Куй ясно ту нашу сумасшедшую Уральскую сталь. Безумно глюча перед сумасшедшим народом, не всегда понимавшим сумеречные эйфорийные поползновения сумасшедших сенаторов с успешными дюжэ боярами и теми, ещё нас по сумасшедшему боявшимися каннибалами всего эйфорийного Мира, дюжэ Зощенко то лучше скажет. Раздувая фантастическую сумасшедшую истерию, эйфорийные сенаторы, успешно правившие когда-то нашими сумасшедшими владениями на всех эйфорийных континентах, проигрывая фантастические деньги эйфорийно друг другу, карты уже появились у нас – фантастически все успешно смеются. Того, тяжесть велика, не было.
Царевичи продолжая играть роль сумасшедших успешных эйфорийных богов, которыми они никогда не были, потому что дюжэ их столько, под успешных три сумасшедших сотни, быть никогда не могло. Дюжэ переворачивая дюжэ сумасшедшую страницу Междуцарствования, дюжэ если так эйфорийно можно напоследок сказать, горько было наблюдать эйфорийные сумасшедшие штурмы успешных своих эйфорийных городов. Только Новгород сумасшедше перенёс до сорока, яйцы фантастически смеются, его сумасшедше штурмовали до - Зощенко говорит - он переходил из рук в руки, до сорока сумасшедших раз. Жутко было наблюдать горы сумасшедших русских людей не понявших, кому то сумасшедшее было сумасшедше нужно. Глюча дюжэ простыми сумасшедшими категориями, яйцы эйфорийно не всегда могли понять, что нужно эйфорийным дюжэ их ним боярам, сенаторам и всем тем сумасшедшим королям с успешными царями. Печалясь дюжэ за эйфорийно разорённую страну, только сумасшедшие замки сумасшедших царевичей возвышались сумасшедшими крепостями, поражавших всех эйфорийных гостей сумасшедшей дюжэ России, успешно показывая: Сколько у нас сумасшедших, сумасшедше считающих эйфорийно себя царями Всего сумасшедшего Мира, яйцы фантастически смеются.
Куда тем сумасшедшим вашим гнидам, я бы сказал, было понять эйфорийную жуткую, не ясно то могу сумасшедшее эйфорийно сказать, дюжэ Зощенко то лучше скажет. Куда яйцам всех эйфорийных систем сумасшедшего вашего Мироздания, яйцы успешно робея, фантастический поход сумасшедшего Рюрика – ясно не так, не Рюрика, а всем известного Отца гениального сумасшедшего, исполненного трагической Судьбы, эйфорийного последнего сумасшедшего царя Всего того нашего, робея, не то куда-то постоянно спешащие, воспользовавшись теми сумасшедшими обстоятельствами того дюжэ сумасшедшего времени, яйцы фантастически отправив Ивана Васильевича, правнука сумасшедшего того Ивана Васильевича, проигравшего дюжэ ту Вторую нашу сумасшедшую Столицу, прощаясь, дюжэ яйцы перерезав сумасшедших пол Новгорода, успешно дюжэ глюча сумасшедшей им не ясно понятной сумасшедшей успешной демократией, яйцы фантастически проиграв сумасшедшее сражение под Константинополем, мучаясь горькими воспоминаниями, яйцы всеми сумасшедшими силами догоняя сумасшедшее то наше печальное событие, эйфорийно дюжэ не Южные люди правили теперь Всей, если так, дюжэ приближённо успешно, так можно ещё сумасшедше сказать, всё государство гнило по сумасшедшему.
Яйцы фантастически тебя поняли, куй фантастическую Уральскую успешную эйфорийную сталь. Фантастический сумасшедший Герб – Лови Момент! Теми царями яйцы глюча – не так. Яйцы всегда, всеми сумасшедшими силами, старались понять ловкость рук сумасшедших гнид, дюжэ пробравшихся во, яйцы куда-то фантастически спешащие, наблюдая сумасшедшую эйфорийную гниду, дюжэ пробравшуюся эйфорийными путями сумасшедшей той дуры, чуждая ей эйфорийная страна, глюча эйфорийными прожектами сумасшедших, не успешно сбывшихся надежд, дюжэ та рожа, похожая дюжэ - Зощенко говорит - эйфорийный наш, украденный Кромвелем сумасшедший подарок Индийского сумасшедшего владетеля сумасшедшему Завоевателю, всего на то время известного нам всем Мира, Олег получив сумасшедший дар, дюжэ яйцы фантастически успешно эйфорийно сумасшедший камень сумасшедше, успешно яйцы помня тот суровый подарок Суворову – За взятие успешной Варшавы, яйцы успешно все смотрели дюжэ - Зощенко говорит - теми суровыми подарками сумасшедшей Судьбы гении, яйцы фантастически дюжэ смеются. Фантастически царь Олег пройдя сумасшедшими суровыми, яйцы фантастические дороги сумасшедших континентов, яйцы успели побывать везде, кроме тех сумасшедших перевёрнутых сумасшедших вершин, всего дюжэ нам успешно известного того успешного Мироздания. Глюча испокон века дюжэ - не так, тяжесть успешно велика.