Фёдор Иоаннович
Фёдор I Иоаннович |
|
2-й Царь всея Руси 18 марта 1584 — 7 января 1598 |
Предшественник: |
Иван Грозный |
Преемник: |
Ирина I Фёдоровна |
Вероисповедание: |
Православие |
Рождение: |
11 мая 1557(1557-05-11)
Москва |
Смерть: |
7 января 1598(1598-01-07) (40 лет)
Москва |
Похоронен: |
Архангельский собор в Москве |
Династия: |
Рюриковичи |
Отец: |
Иван IV Грозный |
Мать: |
Анастасия Романовна |
Супруга: |
Ирина I Фёдоровна Годунова |
Дети: |
Дочь: Феодосия |
Феодор I Иоаннович (прозванный Блаженным;
11 мая 1557, Москва — 7 января 1598, Москва) — царь всея Руси и
великий князь Московский с 18 марта 1584 года, третий сын Ивана IV
Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель
московской ветви династии Рюриковичей.
По рождению сына Иван Грозный повелел построить церковь в
Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь
Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до
настоящего времени.
Незадолго до смерти Иоанна Грозного, 19 ноября 1581 года
трагически погиб его сын — наследник престола Иоанн. С этого времени
Фёдор стал наследником царского престола.
На царский трон, где ещё недавно восседал грозный царь, сел
двадцатисемилетний монарх, который, по слову самого Ивана Грозного, был
«постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной
рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь,
Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в 1594 году.
Сын у Федора так и не родился. В конце 1597 он занемог смертельной
болезнью и 7 января 1598г. в час утра скончался. На нём пресеклась
московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).
Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к
государственной деятельности, а по некоторым данным слабый здоровьем и
умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под
опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича
Годунова, который с 1587 года был фактически единоличным правителем
государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение
Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские
дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была
законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и
за границей.
Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. И. Костомарова:
Царь Феодор Иванович был чужд всего, соответственно
своему малоумию. Вставал он в четыре часа, приходил к нему духовник со
святою водою и с иконою того святого, чья память праздновалась в
настоящий день. Царь читал вслух молитвы, потом шёл к царице, которая
жила особо, вместе с нею ходил к заутрене, потом садился в кресло и
принимал близких лиц, особенно же монахов. В девять часов утра шёл к
обедне, в одиннадцать часов обедал, потом спал, потом ходил к вечерне,
иногда же перед вечернею в баню. После вечерни царь до ночи проводил
время в забавах: ему пели песни, сказывали сказки, шуты потешали его
кривляниями. Феодор очень любил колокольный звон и сам иногда хаживал
звонить на колокольню. Часто он совершал благочестивые путешествия,
ходил пешком по московским монастырям <…> Но кроме таких
благочестивых наклонностей Феодор показывал и другие, напоминавшие нрав
родителя. Он любил смотреть на кулачные бои и на битвы людей с
медведями. Челобитчики, обращавшиеся к нему, не видели от него участия:
«избегая мирской суеты и докуки», он отсылал их к Борису Годунову.
<…> Слабоумие Феодора не внушало, однако, к нему презрения. По
народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому
назывались «блаженными». Монахи восхваляли благочестие и святую жизнь
царя Феодора, ему заживо приписывали дар прозрения и прорицания.
|
Основные события в царствование Фёдора Иоанновича
Московский Земский собор в 1584 году избрал царем младшего сына
Ивана Грозного — Федора Иоанновича (единственного живого сына царя).
В 1584 году Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.
В 1585 —1591 годы русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём
возведены стены и башни Белого города. Протяжённость стен 10
километров. Толщина — до 4,5 метров.
В 1586 году русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка.
1589 год — учреждение патриаршества в России, первым патриархом
стал Иов, соратник Бориса Годунова. Фёдор Иванович, хотя и не был
причислен к лику святых, всё же был признан таковым патриархом Иовом,
который составил его житие.
1590—1593 годы — русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.
Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович, приходился
двоюродным племянником Фёдору I (так как мать Фёдора, Анастасия
Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича
Захарьина); на этом родстве основывались права Романовых на престол.
Современники о Фёдоре Иоанновиче
По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера, новый царь был
росту малого, приземист и толстоват, телосложения
слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая
от некоторой расслабленности в членах; он тяжёл и недеятелен, но всегда
улыбается, так что почти смеётся… Он прост и слабоумен, но весьма
любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к
войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен.
Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на
богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей.
|
Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:
в особенности прославлял он немногих служивших у него
иноземцев, ведших себя лучше самих московитов. Он был столь
благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели
бы только это было возможно.
|
Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:
Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой
от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и
непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой
злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после
священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев,
ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, — он всего себя
предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования,
не любя крови, как инок проводил в посте, в молитвах и мольбах с
коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными
подвигами.
|
Также о нем писали, что дела государственные он обсуждал с
боярами в Переднем покое, а особо щекотливые вопросы он обсуждал с
своимим приближенными в своем кабинете.
|